То, что идет на поток
Казалось бы, о чем тут говорить: сувениров у нас хватает. В ЦУМе, ГУМе и еще нескольких столичных магазинах витрины заполнены до отказа. Фабрики художественных изделий сегодня есть в Молодечно, Мозыре, Бресте, Слуцке, Жлобине, Хойниках, Чечерске…
– Фабрики теперь к производству сувениров подходят с выдумкой, – рассказывает продавец ЦУМа Ирина, – взять хотя бы льняные и соломенные куклы – каких только нет! Тут вам и «гаспадыня», и «сялянка». Очень нравится покупателям подбирать куклы по именам: бывает, специально ищут Аленок и Наташ.
Дело сдвинулось с мертвой точки: в Мозыре по-хорошему оригинальничают с керамикой, а на брестской «Славянке» на славянский же манер оформляют шахматы, нарды. И если раньше на фабриках художественных изделий один и тот же сувенир мог производиться годами, то сегодня ситуация меняется. Появляются «актуальные» сувениры. К примеру, перед крупными матчами (а минувший год на такие был урожайным) некоторые предприятия «выбрасывали» на прилавки целые серии приятной мелочевки. Болельщики буквально сметали льняные салфетки с вышивкой «Футбол Беларусь» вместо традиционных «Хлеб ды соль», «спортивные» магниты, даже соломенные куклы с мячами в руках. Видимо, учится все-таки белорусский рынок быть гибким…
Сделано в Китае
Кроме фабричных сувениров, значительная часть выкладки витрин – импорт. Причем иногда «чужие» сувениры ой как похожи на «наши». Вот оригинальная закладка из бересты, на ней искусно выписаны белорусские слова: «Траецкае прадмесце». Очень востребованы магниты на холодильник с видами нашей столицы. Огромные карандаши с надписью «Мiнск». Страна изготовления – РФ. Интересно, штампуем ли мы для российской столицы сувениры с изображениями «златоглавой»? А могли бы. Правда, говорят, дело не в смекалке соседей – просто нашим частникам сегодня гораздо выгоднее заказать партию сувениров на российском предприятии и привезти в страну, чем сотрудничать с не слишком поворотливыми местными фабриками. А иногда еще выгоднее делать заказ и в более далеких странах. На глаза корреспондентам «Вечерки» попался куда более парадоксальный сувенир. Национальная библиотека. Цена вполне приемлемая (если учесть, что покупаешь «алмаз») – около двенадцати тысяч. И надпись: «Сделано в Китае». Говорят, еще и стела, как на площади Победы, есть…
Стране нужны «кустари»
Так какой же он – настоящий белорусский сувенир? Когда Елена Спиридонова (искусствовед и директор галереи «Славутыя майстры», в которой выставляются изделия мастеров народного творчества) задала мне этот вопрос, я привычно предположила – лен и соломка.
– Да, но заметьте, что оба слова обозначают материал, а не предметы, – улыбнулась специалист. – Точно такой же лен есть в Эстонии, Польше. Неплохая соломка – в соседней России. Первая проблема белорусского сувенирного рынка в том, что у нас нет своих брендов, как, например, матрешка в России. То, что могло бы ими стать (слуцкие пояса, белорусские рушники), либо уничтожалось во время многочисленных войн, либо вывозилось за рубеж. А это ведь не просто сувениры – это культура. И возрождение традиций в данном случае должно быть заботой государства.
Вторая проблема, по мнению Елены Спиридоновой, – практически полное отсутствие промыслов. А вместе с этим и настоящих народных сувениров. Ее можно было бы решить, отдав эту сферу на откуп ремесленникам – среднему звену между фабрикой и художником. С одной стороны – они более гибко реагируют на потребности рынка, чем фабрики. С другой стороны – ремесленники нацелены на продажу плодов творческого труда, тогда как именитые авторы порой слишком трепетно относятся к своим произведениям.
Да и ручная работа все-таки – работа «кустаря». Тем более в народном искусстве.
– Вот встал человек с утра, и хочется ему сделать свисток. Он делает – и выходит лучшая вещь! Но у мастера нет никакого желания идти работать на фабрику, где этих свистков он, может быть, должен сделать сотню. Не вкладывая при этом души, – рассказывает Елена. – Или хочется женщине плакать, настроение плохое, а она на фабрике должна соломку плести…. Совсем не та энергетика. Вещи, конечно, тонкие, но чувствуются на подсознательном уровне.
Люди, которые занимаются народными промыслами, в Беларуси есть. Есть даже целые династии. Но ситуация такова, что многим приходится отказываться от любимого дела и заниматься, к примеру, изготовлением стеклопакетов. Или просто оптом закупать китайское и перепродавать у нас. Потому что это в отличие от прежнего занятия приносит лучший доход, который позволяет заплатить налоги, а после еще и остаться при деньгах.
Получается, для того, чтобы появился настоящий белорусский сувенир, который бы у нас хотели купить, должно сойтись воедино несколько условий. Во-первых, нам нужно осознать, что сувенир должен отсылать к нашим традициям. Во-вторых, сувениры требуют рекламы: надо, чтобы о них знали. В-третьих, стоит помогать людям, которые хотят и могут создавать красоту.
Блицопрос
Какие сувениры вы покупаете в Беларуси?
Марина Костюкевич, корреспондент «ВМ»:
– Летом была в Америке. За океан возила соломенных лебедей. Соломка – популярный символ нашей страны, а лебедей выбрала… Наверное, потому, что не нашла «буслов». А друзья, которые приезжали ко мне в Минск из Питера, купили соломенного зубра.
Владимир Цеслер, дизайнер, художник:
– Охотно принимают в подарок в других странах водку «Беловежская», «Зубровка». Еще можно назвать сувениром драники, которые я сам готовлю в гостях, – иностранцам нравится. Уезжая из Беларуси, ищу интересные фото, на которых наша природа, Минск. Покупаю самые различные изделия из льна. А вообще я бы посоветовал сделать сувенир в виде дома РСДРП. Уверен, что иностранцы бы его охотно покупали.
Андрей Татарчук, журналист (Латвия):
– Скупаем в чужеземье магниты на холодильник. На магнитах, привезенных из Беларуси, – краснощекие худые девки из соломы, из глины, в льняных платьях, с коромыслами, ложками, ведрами и одна – с собачкой. Таких у вас в Гродно, Пинске, Полоцке, Гомеле и везде, где мы были, море самых разных.
Змитер Войтюшкевич, музыкант:
– Калi еду за мяжу, вязу з Беларусi сябрам лён, хлеб, самагон. I пальцам пiханыя кiлбасы. Так сталася, што гэта нашае традыцыйнае, а значыць – самае лепшае.
Из наблюдений продавцов
Кто на что горазд и богат
Немцы покупают льняные столовые наборы, чаще именно белый лен. Привлекает качество и практичность.
Испанцы и итальянцы – льняные и соломенные куклы, фартуки с белорусским орнаментом. Малюсенькие шкатулочки, в которые в той же Италии принято класть сладкие сувениры для гостей.
Жители Востока предпочитают янтарь. Правда, сувенир совсем не белорусский: изготавливают в Прибалтике из янтаря, который чаще всего добывают в России.
Представители Африканского континента покупают все больше пестрые, яркие сувениры: балалайки, матрешки…
Россияне очень любят вещицы из соломки, а также с белорусской символикой.
Правда, русские настолько плохо разбираются в наших рублях, что иногда могут накупить магнитов на сумму, эквивалентную ста долларам… А вот жители других стран – и далеких, и близких – напротив, знают деньгам счет. Поэтому обязательно уточняют: «Сколько это будет в евро?»
Соломка «со смыслом»
Покупая сувенир, важно знать традицию, связанную с ним. Вот несколько подсказок sотносительно Беларуси.
Птичка. Считалось, если такая будет жить в доме, в нем поселится счастье.
Паучок. Вешался в красном углу в белорусских хатах. Считалось, что в его паутине запутывается нечистая сила. На колядки хозяйка сжигала паучка, тем самым очищая дом от всего плохого, что было в прошлом году. И вешала новый.
Куколка. Заканчивая жатву, женщины делали из последнего снопа фигуру. Она должна была охранять поле зимой. Так появилась традиция ставить в доме соломенную берегиню.
Автор: Снежана ИНАНЕЦ
Приглашаем Вас посетить залы наших галерей, где Вы сможете приобрести уникальные подарки и удивительные белорусские сувениры ручной работы. Ждём вас по адресу Коммунальная набережная, 6б и Богдановича, 21, 2й этаж.