КОГДА-ТО в гончарных поселениях на севере Беларуси существовал обычай: жених и невеста в день свадьбы обязательно заезжали к гончару и делали первый совместный семейный сосуд — «первые литры счастья». Эту традицию сохранили в галерее «Славутыя майстры» в Троицком предместье в Минске.
КОРРЕСПОНДЕНТ «АиФ» побывал на свадьбе у молодоженов, которые решили отпраздновать свадьбу в галерее, соблюдая традиции предков…
Итак, начинается: на пороге галереи новобрачных встречают с рушником. В старые добрые времена такой рушник невеста вышивала сама. Сегодня эту обязанность сменила суета по выбору свадебного платья, и потому рушник в галерее всегда наготове. На нем — узор. Две птички, смотрящие друг на друга, — символы любви. А между ними дерево — это семья, в которую взаимная любовь с сегодняшнего дня превращается. Свидетели жениха и невесты преобразуют рушник во врата, под которыми проходят молодожены и, на секунду остановившись, загадывают желание. В галерее невесту сажают на огромный сундук, в который раньше девушки годами собирали приданое. И если сегодня все молодожены для вступления в брак стоят в очереди с заявлением в загс, то в прежние времена всю свою юность девушка отдавала сбору приданого. Ведь дело-то серьезное: чем тяжелее сундук, тем, значит, хозяйственнее невеста.
Когда предварительные «формальности» соблюдены, появляется мастер-гончар. Он берет кусок глины, добытый в солигорских карьерах, и разрезает его пополам. На этих половинках невеста пишет имя жениха, жених — невесты. Половинки соединяются: теперь молодые единое целое. Невеста, как будущая хозяйка дома, выбирает форму сосуда. Это может быть сосуд для вина, воды, молока, меда, сметаны или масла. Мастер садится за гончарный круг, молодоженам и всем гостям надо во мгновение «рождения сосуда» думать только о хорошем.
Любые неприятные мысли, отрицательные эмоции сделают все старания мастера и ожидания молодоженов напрасными. Глина просто будет опадать и не слушаться рук мастера, и её бесформенный кусок так и не превратится в сосуд счастья. Такие случаи есть на памяти организаторов обряда. Еще хуже, если до свадьбы молодожены поссорились или если их союз построен не на взаимной любви, а на чем-то гораздо более приземленном. Или если за спиной у молодых их дальними и близкими родственниками строятся нешуточные козни. Здесь пиши пропало. «Был у нас один подобный случай, — рассказывает Елена Александровна Спиридонова, директор галереи «Славутыя майстры». — Уже во время обряда чувствовалось: что-то у этой пары не так. Стараниями мастера сосуд счастья был создан, но последующее испытание огнем он не прошел. Треснул. Технологически допустимый процент забраковки во время обжига и сушки — 30 %, поэтому мы попросили пару приехать еще раз и сделать все заново. Но и на этот раз сосуд отказался идти в семью, выразив своё нежелание основательной трещиной. Такое в нашей практике случилось впервые. Делать третью копию-близняшку так и не пришлось. Молодая семья не появилась. А может, к тому моменту они уже и не были семьёй».
К счастью, подобные неудачи случаются крайне редко. Так, когда сосуд благополучно снят с гончарного круга, молодые на еще мягких стенках сосуда должны написать самые сокровенные пожелания, признания. Выбор слов не должен быть случайным — ведь их будут читать дети, внуки, правнуки. Во время археологических раскопок в Минске был найден сосуд, который пролежал в земле…800 лет! Ни много, ни мало, а сорок поколений. Кстати, забрать сосуд молодая семья сможет только через 30 дней, когда он пройдет серьезное испытание огнем. Следующий месяц для всех будет разным: для новобрачных — медовым, для мастера — «рабочим», для сосуда — жарким.
Анастасия СТЕПИНА
Приглашаем Вас посетить залы наших галерей, где Вы сможете приобрести уникальные подарки и удивительные белорусские сувениры ручной работы. Ждём вас по адресу Коммунальная набережная, 6б и Богдановича, 21, 2й этаж.